.

О ферме ~ Купить перепёлок, яйцо, клетку ~ Разведение ~ Инкубаторий ~ Бизнес ~ Мастерская ~


Философия «Органик»


                                               Россия – страна этикеток. Названия такие же, как в
                                               Европе, а суть совершенно иная.
                                                                                              Маркиз де Кюстин



С 1970-х годов на Западе началось быстрое развитие индустрии organic: фактически это было возвращение к старым традициям тех времен, когда сельское хозяйство велось без химии. В России об экологически чистых продуктах заговорили позже, в начале 2000-х. Тогда и появилось у нас в лексиконе слово «фермер», а на полках магазинов – продукты со знаком «био» или «эко». Сначала потребители настороженно отнеслись к более дорогой продукции, считая это очередным маркетинговым ходом, затем «распробовали», и эта ниша сельского хозяйства стала постепенно развиваться.


От сохи

Перепел в природеСегодня органические продукты выращивают, как и десятки лет назад, без химических удобрений, пестицидов и уж тем более без методов генной инженерии. При переработке и хранении органических продуктов не используются пищевые добавки, синтетические жиры, химические средства, увеличивающие сроки хранения. Упаковываются органические продукты в экологически безопасные материалы. В сертифицированном органическом сельском хозяйстве полностью отслеживается весь цикл продукта: от земли до покупателя. Для увеличения урожайности, обеспечения культурных растений элементами минерального питания, борьбы с вредителями и сорняками применяются эффект севооборотов, органические удобрения (навоз, компосты, пожнивные остатки, сидераты и др.), различные методики обработки почвы.

Главная особенность экофермы – использование исключительно экологически чистых кормов, а также полный отказ от комбикормов, которые могут содержать «убойные» порции генетически модифицированных организмов и гормональных добавок.

Еще одна особенность - условия, в которых содержат птицу или животных: они разительно отличаются от большинства птицеводческих и животноводческих хозяйств.

Так, например, если выращиваемая птица содержится в соответствии с органическими стандартами, то она имеет достаточное пространство для выгула (содержание в клетках строго запрещено). Практикуется выгульная система, которая позволяет птице большую часть светового дня находиться на специально отведенной площадке, покрытой травой (4 кв. м на 1 курицу). При этом птица получает натуральный корм (пшеницу, ячмень, кукурузу), который имеет статус «органический». Помимо зерна, птица в виде кормовых добавок в достаточной мере получает свеклу, тыкву, зеленую траву.

Не следует забывать, что промышленное производство куриных яиц на большинстве ферм предполагает искусственное стимулирование птицы ежедневно нестись в клетках. При такой эксплуатации курица живет меньше года. Поэтому питательная ценность промышленных яиц весьма сомнительна. При этом в естественных условиях курица несется один раз в два дня. В органическом хозяйстве естественное производство яиц не нарушено. Яйца могут отличаться друг от друга формой, размером, окраской желтка и скорлупы, так как человек ничего искусственно не корректирует. В этом и заключается главная ценность органического продукта.


Зеленая революция

В последние годы экопродукция нашла своего покупателя на мировых рынках. Стремление западных покупателей потреблять только натуральное и качественное стало для них своего рода новой религией: они готовы экономить на развлечениях и отдыхе, лишь бы иметь возможность хотя бы несколько раз в неделю покупать в супермаркетах экологически чистые продукты.

За период 2000-2010 годов мировой рынок экопродуктов вырос более чем в три раза - с 18 млрд долларов в 2000 году до 60 млрд долларов в 2010 году. По данным International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM), рост рынка экопродуктов в 2011 году составил около 20%, в то время как рост европейского потребительского рынка в целом в последнее десятилетие не превышал 3% ежегодно. Согласно прогнозам, к 2020 году оборот рынка эко-продуктов может достичь 200-250 млрд долларов. Лидерами среди регионов -производителей экопродукции являются Европа и Северная Америка. Среди крупнейших потребителей такие страны, как США, Германия, Великобритания и Франция.

По данным IFOAM, органическое сельское хозяйство активно развивается в 160 странах, около 40 млн га органических сельскохозяйственных земель находятся в ведении 1,6 млн фермеров.

В 2010 году страны Азии занимали третье место по площади экологического земледелия (21%). Китай по этому показателю стал третьим в мире, отведя под экологичное сельское хозяйство 2,3 млн га. При этом за 2005-2006 годы эта страна смогла увеличить размеры земель, отведенных под органическое сельское хозяйство, в 11 раз, что было связано с избыточностью трудовых ресурсов. В этой стране выделение дотаций и субсидий для развития рынка экологически чистой продукции в рамках Национальной программы по эко-маркировке позволило увеличить реальные доходы крестьян на 7%.

Европа тоже не отстает. Доля сельскохозяйственных площадей в Европе составляет 7,39 млн га, в том числе 3 млн -биопашни и 3,2 млн - биопастбища. Самое большое количество экоплощадей насчитывается в Италии (1,15 млн га), за ней следуют Испания (1 млн) и Германия (0,87 млн). Рост количества эко-ферм составил в среднем 5%, также заметно увеличилось и количество розничных биомаркетов: появилось десятки тысяч квадратных метров новых площадей. Лидерами роста расходов на экопродукты на душу населения являются Дания, Австрия, Германия, Великобритания.

Многие государства заинтересованы в развитии этого сектора экономики, и поддерживают своих фермеров как могут. Финансирование идет как из местных источников, так и из ЕС. Также действуют программы финансирования разработок концепций сбыта эко-продукции. К примеру, в Германии существует премия за профилактику здорового образа жизни, организуются кулинарные курсы для школьников и их родителей.

В Чехии проводится масштабная рекламная кампания, призывающая к употреблению экопродуктов, и она финансируется Евросоюзом, а также из государственного земледельческого инвестиционного фонда Чехии. Здесь действует программа «органические школы», рассчитанная на проведение образовательных курсов для учеников и учителей. Подобное обучение проводит и британская компания Food for Life, которая организует кулинарные курсы, экскурсии на экофермы, помогает в расширении сети школьных огородов, на которых выращиваются экоовощи. В Италии экопродукты используются в приготовлении школьных обедов.

Производители экопродукции за рубежом широко известны и активно позиционируют себя. Например, частная компания Tucson Cooperative Warehouse (США) под торговой маркой ShopNatural поставляет на рынок экологически чистые продукты еще с 1974 года.

Отношение населения к органическим продуктам в других странах - заинтересованное. Статистический опрос в Канаде показал, что семь из десяти канадцев пробовали экологически чистую продукцию, 40% часто покупали органические продукты (более одного-двух раз в год), а 18% постоянно употребляют экопищу.

В США, по результатам опроса покупателей в 136 супермаркетах, 55% домохозяек покупают органические продукты для приготовления блюд, 6% из них употребляют экологически чистые продукты постоянно, 16% - время от времени и 32% - довольно редко.

Примечательно, что основным продавцом органических продуктов в мире выступают не специализированные магазины и фермерские рынки, а традиционный ритейл. Наиболее популярными позициями являются ягнятина (16%), курятина (5,8%), молочные продукты (29%), свежие фрукты и овощи (23%).
 

Оценка перспектив развития российского рынка экопродуктов

Окончание >>


Перепелиные яйца