.

О ферме ~ Купить перепёлок, яйцо, клетку ~ Разведение ~ Инкубаторий ~ Бизнес ~ Мастерская ~


ЭКОмаркировка: кому нужна и зачем?


Экомаркировка перепелиных яицВ условиях постоянно растущей конкуренции заинтересовать потребителей своей продукцией становится для производителей приоритетной задачей. Однако мало просто привлечь внимание – необходимо заручиться доверием! Сегодня уже недостаточно просто сказать – мы предлагаем качественный товар, необходимо подтвердить его качество и экологическую безопасность. Экомаркировка – это один из способов сообщить покупателю о высоком качестве продукции.

Таким образом, экомаркировка становится сегодня реальным маркетинговым инструментом, действенным способом повышения лояльности к определенной марке товара.

Об экологической маркировке как инструменте современного маркетинга, условиях ее получения и преимуществах мы поговорили с директором НП «Экологический союз» Ольгой Клепиковой.


Поясните, что такое «экомаркировка»? Какие виды экомаркировок распространены во всем мире? И чем система экологического маркирования продовольственных товаров на Западе отличается от российской практики?

– Экомаркировка – это знак, который говорит об экологической безопасности продукта для потребителей и окружающей среды. Знак может представлять собой комбинацию текста, символа и определенную цветовую гамму – это своего рода экологический логотип. Экомаркировка может наноситься на упаковку, тару, этикетку или располагаться в сопроводительной документации. Это зависит от вида продукции. Его цель – проинформировать покупателя о том, что продукция, на которую он нанесен, экологически безопасна. Получить экомаркировку может только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции. Безусловно, значение имеет и то, кем присваивается экомаркировка.

Западному рынку органической продукции и экомаркировке уже более 40 лет. Во многих странах мира существуют национальные стандарты и маркировка органической продукции. Все эти стандарты объединяют единые базовые требования к органик-продукции. Производство органической продукции и деятельность по органической сертификации строго регламентируется на государственном уровне. К примеру, в Европе – директивой Европейского союза EU 834/07, в Америке – национальной органической программой USDA (NOP), в Японии – японскими стандартами для сельского хозяйства – JAS. Говоря о европейском стандарте, следует помнить, что с 1 июля 2012 года на европейскую биопродукцию будет наноситься единая обязательная маркировка. Это логотип в виде листка, составленного из белых звездочек на зеленом фоне, указывающийся на упаковке. Наличие значка экомаркировки говорит о строжайшей проверке продукции и отсутствии химических веществ на всех этапах производства – «от зернышка до прилавка».

Биопродукты, или органик-, экопродукты, как принято называть их в других странах, есть и в России. В отличие от других стран в России отсутствуют национальная маркировка органической продукции, система государственного регулирования и поддержки органик-производителей. Поэтому российские производители преимущественно сертифицируют свою продукцию по западным стандартам. Так, в России больше популярен европейский органический стандарт.

Такая ситуация сложилась в связи с тем, что на сегодняшний день на государственном уровне нет законодательной базы по органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции. Законодательно требования к этой продукции закреплены только в СанПиН 2.3.2.2354-08 от 21 апреля 2008 года, подписанных Г. Г. Онищенко. По-прежнему на законодательном уровне не отражены вопросы процедуры сертификации органик-продукции. В то время как за рубежом сертификация осуществляется независимой третьей стороной, а деятельность сертифицирующих агентств жестко контролируется государством, определяя требования и процедуры как для органов по сертификации, так и для организаций аккредитующих органы по сертификации.


Кому нужна сегодня экологическая маркировка? Каким образом она может помочь производителям экологически безопасных продуктов питания в продвижении продукции на российском рынке?

– Экомаркировка актуальна производителям, которые предлагают рынку натуральную, качественную продукцию. Именно это отличает их от других производителей и это конкурентное преимущество нуждается в авторитетном подтверждении независимой третьей стороной, чтобы покупатель мог легко выделить производителя и его товары среди массы других. Поэтому экомаркировка – эффективный инструмент для позиционирования продукта и производителя в органической нише.

Сертификат «Органик» позволяет производителям реализовывать продукцию по премиальной цене (на 30–50% дороже), выходить на новые рынки, поскольку на органическую продукцию отмечается высокий спрос как в России (города-миллионники), так и в странах Европы.

Особенно это актуально в условиях вступления России в ВТО. Производитель сразу это почувствует. Когда, с одной стороны, получив экомаркировку международного уровня, российский товар будет признаваться на Западе. С другой – на фоне поступающих товаров разного качества в Россию можно быть убедительным для партнеров и потребителей и увеличивать обороты на внутреннем рынке.


Что необходимо производителям продуктов питания для того, чтобы пройти добровольную экологическую сертификацию и получить право размещать знак «Эко» или «Био» на упаковке товаров?

– Необходимо подтвердить соответствие продукции требованиям стандарта. К примеру, европейский стандарт EU 834/07 предъявляет к биопродукции следующие требования: при выращивании органического растительного сырья полностью запрещены химические удобрения, стимуляторы роста, средства борьбы с вредителями, использование генетически модифицированного посевного материала. В органическом животноводстве запрещены гормональные средства и антибиотики, корма животного происхождения. При переработке исключено использование синтетических консервантов, усилителей вкуса, красителей, ароматизаторов, ГМО, рафинированных компонентов. Органические продукты не содержат остатков химических веществ, встречающихся в продуктах, произведенных обычным способом.

Кстати, сейчас Экологический союз представляет совместную грантовую программу России, Финляндии и Евросоюза ECOFOOD по развитию сегмента органической продукции. Грантовая программа разработана для развития биохозяйствования и производства натурального продукта высокого качества, безопасного для окружающей среды и здоровья человека. ECOFOOD предусматривает выгодные льготные условия для органик-сертификации продукции. Воспользоваться программой могут как малые, так и крупные производители животноводческой и растениеводческой продукции, а также предприятия, занимающиеся продуктами переработки сельхозпродукции. Программа в первую очередь нацелена на сельхозпроизводителей Северо-Запада России и юго-восточной Финляндии. Производители, заинтересовавшиеся программой, смогут получить в Экологическом союзе помощь в применении экокритериев на практике, рекомендации по выращиванию и производству экопродукта, принять бесплатное участие в апробации методики, пройти добровольную экосертификацию.


Сколько отечественных производителей продуктов питания имеют сегодня экологический сертификат? Приведите в пример несколько компаний – представителей мясной отрасли и сектора птицеводства.

– Из собственной практики хочется отметить очень интересный опыт органик-производителей Краснодарского края и Ленинградской области. К примеру, в Крымском районе Краснодарского края успешно прошло экосертификацию по европейскому биостандарту EU 834/07 ИП К. В. Пироженко. В Ленобласти с нуля возводится органическое хозяйство «Алеховщина», которое также претендует на получение экомаркировки по стандарту EU 834/07.

Мы ждем с нетерпением завершения работ и уверены, что этот опыт будет полезным для распространения.

Сказать, сколько всего в России на сегодняшний день сертифицированной продукции, сложно, поскольку в силу несформированности российской системы органической сертификации и органического рынка такая статистика централизованно не фиксируется.


Имеет ли производитель право после прохождения сертификации импортировать продукцию, отмеченную экомаркировкой, в другие страны мира? С чем связаны сложности? Насколько сильно международные требования отличаются от российских?

– Экологический союз давно работает с органическими стандартами. Наши эксперты аккредитованы итальянским органом по сертификации ICEA. Мы проводим сертификацию в соответствии с европейским, американским, японским стандартами. И можем с уверенностью сказать, что если экомаркировка признана на международном уровне, то соответственно продукция будет признаваться за рубежом.


В последнее время активно обсуждался вопрос принятия в России закона об экологическом сельском хозяйстве и производстве экопродуктов, который в Государственной думе РФ ожидают в ноябре. Какие положения, с вашей точки зрения, он должен содержать и какие проблемы удастся решить с появлением подобного документа?

– На наш взгляд, закон должен соответствовать европейскому законодательству и, естественно, должен признаваться за рубежом. В обратном случае закон не будет способствовать развитию российских органик-производителей, то есть не сформирует внутренний рынок и не создаст условий для экспорта. И может просто дискредитировать себя. В случае если закон будет эквивалентным мировой практике в этой сфере, то с учетом высокого аграрного потенциала нашей страны он станет трамплином для создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка, а органик-продукция может стать брендом страны.

Виктория Загоровская


Перепелиные яйца